Проект для жизни: дети-аутисты и их возможности с грантовой поддержкой.

По статистике как минимум каждый сотый человек на планете аутичен. И уже, пожалуй, каждый знает, что дети-аутисты борются за своё место в нашем обществе. А помогают им родители, которые чаще всего возглавляют фонды и общественные организации. Так Наталья Евтеева в рамках президентского гранта «Мы живём на другой глубине» обучает родителей-новичков проектному мышлению. Почему это важно даже для тех, у кого нет детей с аутизмом? Это реально осуществляет мечты.

Шаги серьёзные

В ноябре 2018 года автономная некоммерческая организация «Реальная помощь» выиграла 3 млн. рублей от фонда президентских грантов с проектом «Мы живём на другой глубине». Это уже не первый шаг в попытке объединить родителей.

Во всем мире именно они являются движущей силой изменений в жизни детей с инвалидностью к лучшему. Так год назад в России была создана Общероссийская общественная организация «Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов».

– В Хабаровском крае открылось региональное отделение. Проблем у наших семей остаётся очень много. Дети растут, и главный вопрос родителей: что будет с ними, когда нас не станет? Поэтому такие службы сопровождения и поддержки нужны не только для родителей, но и для законных представителей взрослых людей.

Впереди нужно понять, изучить и определить формы и виды сопровождения, методы и механизмы реализации: институт опеки и попечительства, приёмная семья, сопровождаемое проживание, сопровождаемая трудовая занятость, реализация социальных услуг, социальное предпринимательство и многое другое. Идти только вместе: родители и специалисты, при поддержке государства, – говорит Наталья Владимировна.

Проект своего счастья

При поддержке министерства образования и науки края создаются службы психолого-педагогического и социального сопровождения родителей в разных районах города – школа-интернат №3 (Северный м-он), школа-интернат №5 (Южный м-он) и ресурсный центр (Индустриальный р-он). В этих учреждениях обучаются около 700 детей. По итогам программы любой родитель получит необходимую квалифицированную помощь, а его проблемы будут услышаны и по возможности решены.

Одним из пунктов программы – включить родителей в процесс всей работы и научить проектному мышлению. Оно позволит им решать собственные проблемы самостоятельно, не ожидая помощи со стороны.

Для этого с мастер-классом в школу-интернат №5 пригласили Андрея Ганина, руководителя краевой хабаровской общественной организации «Молодёжный ресурсный центр».

Что такое проектное мышление, когда у родителей нет времени в этом разбираться. Так думали многие, кто пришёл на мастер-класс. Наталья Владимировна прекрасно это понимает и попытается достучаться до присутствующих:

– Решение проблем детей с расстройствами аутистического спектра и тяжёлыми множественными нарушениями развития (РАС и ТМНР – прим.авт.) видят только родители. Но один знает маршрут взросления и становления ребёнка, а у второго опускаются руки. Поэтому обучение родителей должно происходить на системной основе. И ставить эту задачу только на специалистов – невозможно. Только при участии и ресурсов всех звеньев – детей, родителей, специалистов – мы сможем изменить ситуацию.

Именно благодаря проектному способу мы достигли основных изменений в жизни наших детей. Я считаю, что это лучшая технология, – поделилась с родителями Наталья Евтеева.

Бытовые и реальные проблемы

Детей стали учить проектному мышлению в школах только недавно. Родители узнали о новых возможностях от тех, кто прошёл этот опыт успешно.

  • Я хочу расширить вам рамки мышления, которые сосредоточены только на бытовых проблемах, – продолжает Андрей, обращаясь к родителям. Существует три рамки работы мышления:
  • вероятность – это не то же самое, что гарантии;
  • изменение – управление вероятностями и сам процесс;
  • динамика – важнее, чем статистика.

«Андрей вспомнил слова своего знакомого, который говорил ему, что в жизни есть только две гарантии – мы когда-нибудь умрём и то, что мы до сих пор живы. Всё остальное – это иллюзии, в которые играет наш мозг».

И чтобы произошли реальные изменения, всё должно работать слаженно: динамика + управление вероятностями = изменения.

Во главе угла, конечно, стоит финансовый вопрос. Это выход для решения большинства проблем. Деньги можно получить от государства, но для этого недостаточно только написать о проблеме на листочке или поговорить о ней на кухне, а нужно оформить это в заявку. Для родителей это в новинку – подготовить документы, которые потом участвуют в конкурсе на получение денег.

Недостаток финансирования вспомнили и во время мастер-класса, который начался с вопроса: «Чего вам не хватает, чтобы выстроить системную работу родителей, специалистов и детей?», – спросил Андрей Ганин. Присутствующие склонились над листочками, чтобы дать свой ответ.

В поисках желания

Ответы по группам развесили на доске. Самыми популярными оказались следующие ответы, чего не хватает:

  • материальной поддержки;
  • психолого-педагогической службы социальной сопровождения родителей, т.е. специалистов, с которыми можно было бы обсудить проблемы, найти пути решения, разработать и реализовать эти проекты;
  • знаний;
  • желаний.

Если с первыми тремя пунктами всё было ясно. Их участники встречи обсудили ранее, то последний про желание прокомментировала Наталья Евтеева:

– В рамках других проектов мы давали знания о методиках, о расписании, о разных возможностях. Но когда спустя год я встречаюсь с родителями и спрашиваю, внедряли ли они хотя бы самое простое и важное – расписание в жизнь ребёнка, то слышу отрицательный ответ и много объяснений, почему они этого не сделали.

У большинства родителей нет желания усваивать и применять полученные знания. Налицо была «выученная беспомощность».

Выученная беспомощность — состояние, в котором человек не пытается повлиять на ситуацию, даже когда может это сделать. Этот феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году в ходе ряда исследований.

Тогда мы применили другой способ и создали службу специалистов, у которой стояла задача за 40 часов вывести родителей из состояния деструкции, чтобы у них появились желание, надежда и смысл нормально жить. Но прошли курс не все, поэтому запрос на «желание» остался. И теперь мы знаем, как его решить.

Специалисты помогли родителям увидеть ясную картину маршрута жизнеустройства ребёнка. После курса с психологом родители ведут уже другие беседы внутри своей группы, а ранее они могли говорить часами о болезнях своих детей. У них появляется желание жить и реальная возможность быть счастливыми! – говорит Наталья Евтеева.

Желание — это наживка для приманивания идей. Всё начинается с простого желания.

Проектное мышление с примером

Андрей Ганин привёл в пример логику проектного мышления, которая состоит из семи пунктов. По каждому пункту Наталья Владимировна описала президентский грант «Мы живём на другой глубине»:

  1. Проблема – их выявили в процессе разговора.
  2. Цель – дать родителям правильные знания, сформировать ту социальную компетентность, которая запустит изменения жизни.
  3. Задачи – разработать модель психолого-педагогической службы, создать для этого условия и реализовать программы сопровождения родителей.
  4. Мероприятия – ремонт в ресурсном центре и школах-интернатах №3 и 5, закупка оборудования, заключение договоров, проведение встреч с родителями и специалистами.
  5. Календарный план, сроки – выполнить все обязательства с 1 декабря 2018 по 30 ноября 2019.
  6. Бюджет – 3 млн. рублей, в них входит заработная плата, налоги, ремонт помещений, оборудование, создание методического пособия, связь, офисные расходы и др.
  7. Результат – создание трёх служб, чтобы они работали по единой программе и находились в одном методическом, научно-практическом пространстве.

Невозможно помочь тем, кто этого не хочет. А после таких встреч появляется желание что-то делать. Это сказала одна из мам, присутствующая на встрече. Именно в этом и есть польза таких встреч для родителей. Осталось сделать первые шаги вперёд. Ведь только родители знают, что лучше для их детей.

Источник: https://habinfo.ru/deti-autisty-2/